ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК РЕСУРС ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS AS EDUCATIONAL RESOURCE AT UNIVERSITY

Писаренко Данила Андреевич

Pisarenko Danila Andreevich

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Цель: уточнить понятие и раскрыть воспитательный потенциал внеучебной деятельности, которая влияет на личностное развитие студентов высшей школы, формирование их жизненных ориентиров и универсальных компетенций. Методы: анализ отечественных и зарубежных научных трудов, посвященных вопросам воспитательной и внеучебной деятельности в высшей школе; анализ локальных нормативных документов Тольяттинского государственного университета по организации внеучебной деятельности; обобщение содержания организации внеучебной деятельности студентов; наблюдение за созданными условиями для внеучебной деятельности студентов в Тольяттинском государственном университете. Результаты : на основании анализа отечественных и зарубежных научных трудов, касающихся внеучебной деятельности, уточнено понятие «внеучебная деятельность студентов высшей школы», раскрыт её воспитательный аспект, подробно рассмотрена роль субъектов воспитательной внеучебной деятельности; на основании анализа локальных нормативных документов Тольяттинского государственного университета и наблюдения за созданными условиями для внеучебной деятельности студентов, показана система и принципы внеучебной воспитательной деятельности, функционирующие в Тольяттинском государственном университете; раскрыты направления, виды и содержание внеучебной деятельности студентов университета. Научная новизна: в статье уточнено понятие «внеучебная деятельность студентов высшей школы», показан её потенциал в контексте воспитательного процесса в вузе. Практическая значимость : основные идеи о роли внеучебной деятельности могут быть использованы при разработке программ воспитательной деятельности вуза.

Ключевые слова:
ВЫСШАЯ ШКОЛА, ВОСПИТАНИЕ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД, УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ, СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ
Description:
Purpose: indicate position about the concept and determine the educational potential of extracurricular activities, which affects the personal development of university students, the formation of their life experience and universal competencies. Methods: analysis of scientific papers on educational and extracurricular activities at the university; analysis of local regulatory documents of Togliatti State University about the organization of extracurricular activities; generalization of the organization of extracurricular activities of students; observation of the created conditions for extracurricular activities of students at Togliatti State University. Results: based on the analysis of domestic and foreign scientific works relating to extracurricular activities, the concept of “extracurricular activities of higher education students” is clarified, educational aspect is disclosed, the role of subjects of educational extracurricular activities is examined in detail; Based on the analysis of local regulatory documents of the Togliatti State University and observation of the created conditions for extracurricular activities of students, the system and principles of extracurricular educational activities that function at the Togliatti State University are shown, the directions, types and contents of extracurricular activities of university students are revealed. Scientific novelty : the article clarifies the concept of "extracurricular activities of university students", shows its potential in the context of the educational process of the university. Practical significance: basic ideas about the role of extracurricular activities can be used in developing educational programs of the university.

Key words:
UNIVERSITY, EDUCATION, EDUCATIONAL PROCESS, COMPETENCY-BASED APPROACH, UNIVERSAL COMPETENCIES, EDUCATIONAL CONTENT, EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF STUDENTS