ВОСПИТАНИЕ КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПОСРЕДСТВОМ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В КРАСНОЯРСКОМ ГАУ

THE DEVELOPMENT OF CROSS-CULTURAL TOLERANCE OF BACHELORS BY MEANS OF STUDYING THE ENGLISH LANGUAGE AT KRASNOYARSK SAU

Шмелева Жанна Николаевна

SHMELEVA ZHANNA NICKOLAEVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(27) 31.05.2019

Аннотация:
Процессы глобализации и интеграции затронули практически все области современной жизни. Сфера высшего образования также претерпевает значительные изменения, в связи с присоединением России к Болонскому процессу в 2003 году. Одним из показательней эффективности деятельности высшего учебного заведения является определенный процент зарубежных студентов, обучающихся в вузе. И речь идет не только о представителях ближнего, но и дальнего зарубежья. Красноярский ГАУ активно включается в процесс привлечения зарубежных студентов в вуз, из таких стран как: Монголия, Ирак, Таджикистан, Египет, Китай. Университет реализует программы изучения русского языка как иностранного, для обеспечения в дальнейшем, возможности поступления в вуз, а также и набирает на существующие программы подготовки тех студентов, чей уровень знаний русского языка соответствует требованиям. Исходя из широкой географии приезжающих в Красноярский ГАУ зарубежных студентов, важной видится проблема толерантных взаимоотношений представителей различных культур. Думается, что адекватное восприятие культурных различий и культурного многообразия помогает выстроить равноправный диалог между студентами. Это развивает принципы терпимости, принятия, гуманистического отношения к представителям разных национальных культур. Поскольку такой предмет как «Иностранный язык» входит в базовую часть учебного плана и является обязательным для всех, а на некоторых направлениях подготовки изучается все четыре года бакалавриата, автору представляется возможным обоснование целесообразности воспитания толерантности студентов посредством изучения иностранного языка. Данная дисциплина помимо развития иноязычной коммуникативной компетенции, содействует формированию уважительного, толерантного отношения к студентам - представителям культур дальнего зарубежья, способствует кросс-культурной коммуникации, способности излагать собственные мысли и мнения, принимая во внимание особенности менталитета собеседника. В статье излагаются педагогические методы и приемы кафедры «Иностранный язык» по воспитанию толерантности студентов Красноярского ГАУ в ходе реализации дисциплины «Иностранный язык» и других дисциплин на иностранном языке.

Ключевые слова:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ, УНИВЕРСИТЕТ, ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК, КУЛЬТУРА, ФОРМИРОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ, СТУДЕНТЫ, ЗАРУБЕЖЬЕ, АДАПТАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ЦЕННОСТИ, КРОСС-КУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОНТАКТЫ, КОНФЕРЕНЦИЯ, ОЛИМПИАДА, КРУГЛЫЙ СТОЛ, МЕТОДИКА, МЕТОД, ПРИЕМ
Description:
The processes of globalization and integration have affected almost all areas of modern life. The sphere of higher education is also undergoing significant changes due to Russia’s joining to the Bologna process in 2003. One of the indicators of the effectiveness of higher education institution is a certain percentage of foreign students studying at the university. And it is not only about the representatives of the near but far abroad. Krasnoyarsk state agrarian university is actively involved in the process of attracting foreign students to the university from such countries as: Mongolia, Iraq, Tajikistan, Egypt, and China. The university implements programs of studying Russian as a foreign language, to ensure the possibility of further admission to the university, and enrolls on the existing training programs those students whose level of knowledge of the Russian language meets the requirements. Based on the wide geography of foreign students coming to Krasnoyarsk SAU, the problem of tolerant relations between representatives of different cultures is seen as important. An adequate perception of cultural differences and cultural diversity helps to build an equal dialogue between students. It develops the principles of tolerance, acceptance, humanistic attitude to representatives of different national cultures. Since such a subject as “Foreign language” is included into the basic part of the curriculum and is mandatory for everybody, and in some areas of training is studied for four years of the Bachelor course, the author considers it possible to substantiate the feasibility of the formation of students’ tolerance through the study of a foreign language. This discipline, in addition to the development of foreign language communicative competence, promotes the formation of a respectful, tolerant attitude to students - representatives of foreign cultures, promotes cross-cultural communication, the ability to express own thoughts and opinions, taking into account the peculiarities of the mentality of the interlocutor. The article describes the pedagogical methods and techniques of the Department of “Foreign language” for the formation of tolerance of Krasnoyarsk state agrarian university students in the course of the discipline “Foreign language” and other disciplines in a foreign language.

Key words:
TOLERANCE, UNIVERSITY, FOREIGN LANGUAGE, CULTURE, FORMATION, EDUCATION, STUDENTS, FOREIGN COUNTRIES, ADAPTATION, SOCIALIZATION, VALUES, CROSS-CULTURAL COMMUNICATION, INTERNATIONAL CONTACTS, CONFERENCE, OLYMPIAD, ROUND TABLE DISCUSSION, METHODOLOGY, METHOD, TECHNIQUE