ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ

THE EDUCATION OF PATRIOTISM AND CIVIL POSITION OF PUPILS BY MEANS OF BIOLOGY AND ECOLOGY

Семенов Александр Алексеевич, Аветисян Владимир Рудольфович

Semenov Aleksandr Alekseevich, Avetisyan Vladimir Rudolfovich

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда представляет собой одну из важнейших задач школьного образования любой страны. Патриотизм подразумевает под собой такое нравственное чувство, при котором человек знает и ценит историю своей страны, активно участвует в её сотворении и задумывается о будущем Родины. Цель, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания находят отражение в особенностях исторического развития и социальных потребностей общества в каждом хронологическом периоде. Учёные-методисты большое внимание уделяли возможности реализации патриотического воспитания при обучении биологии и экологии, так как природа является мощным фактором воспитания чувства уважения и любви к своему Отечеству. Для решения задач патриотического воспитания на уроках биологии и экологии необходимо использовать краеведческий подход. Изучение природы своего края способствует формированию знаний о флоре и фауне, природных сообществах, выдающихся соотечественниках. Краеведческий подход позволяет на примере своей местности обсуждать особенности природы и проблемы окружающей среды, содействует формированию чувства бережного отношения к своему краю. Благодаря краеведческому материалу у учащихся формируется такой тип мировоззрения, при котором малая родина воспринимается как часть государства и всего мира. Формированию патриотических чувств и гражданской позиции способствуют биологические и экологические проекты, направленные на изучение родной природы и локальных экологических проблем.

Ключевые слова:
РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО, РОССИЯ, РОДНОЙ КРАЙ, МАЛАЯ РОДИНА, НАРОД, ПАТРИОТИЗМ, ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ГРАЖДАНИН, ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, ПРИРОДА, КРАЕВЕДЕНИЕ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ, МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭКОЛОГИИ, БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ, УЧАЩИЕСЯ
Description:
Civil-patriotic education of the younger generation is always one of the most important tasks of school education in any country. Patriotism implies a moral feeling in which a person knows and appreciates the history of his country, actively participates in its creation and thinks about the future of the Motherland. The purpose, objectives and content of civil-patriotic education are reflected in the features of historical development and social needs of society in each chronological period. Scientists-methodists paid much attention to the possibility of implementing patriotic education in teaching biology and ecology, as nature is a powerful factor in fostering a sense of respect and love for their Fatherland. To solve the problems of patriotic education at the lessons of biology and ecology it is necessary to use a local history approach. The study of the nature of the region provides knowledge of flora and fauna, natural communities, prominent compatriots. Local history approach allows the example of the area to discuss the features of nature and environmental problems, contributes to the formation of a sense of careful owner of his land. Thanks to the local history material, pupils form a type of worldview in which a small homeland is perceived as part of the state and the world. The formation of patriotic feelings and citizenship contribute to biological and environmental projects aimed at studying the native nature and local environmental problems.

Key words:
MOTHERLAND, FATHERLAND, RUSSIA, NATIVE LAND, SMALL MOTHERLAND, PEOPLE, PATRIOTISM, PATRIOTIC EDUCATION, CITIZEN, CIVIC EDUCATION, NATURE, LOCAL HISTORY, BIOLOGY TEACHING METHODS, ECOLOGY TEACHING METHODS, BIOLOGICAL EDUCATION, ENVIRONMENTAL EDUCATION, GENERAL EDUCATION, PUPILS