ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ РАССКАЗА А.П. ЧЕХОВА «КРЫЖОВНИК»)

EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE ARTISTIC TEXT (ON THE MATERIAL OF THE STORY BY A.P. CHEKHOV "KRYZHOVNIK")

САТИНА Татьяна Васильевна

SATINA Tatyana Vasilyevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(35) 30.05.2021

Аннотация:
Тема статьи касается важнейшей составляющей дидактики - воспитания. Предпринята попытка на примере рассказа А.П. Чехова «Крыжовник» раскрыть возможности нравственного воздействия русской классической литературы на обучающихся, что стало целью статьи. Произведения художественной литературы содержат духовно-нравственные ориентиры для многих поколений людей. Значение постановки нравственных вопросов в произведениях русских писателей XIX века не потеряно и сегодня, так как многие из вечных вопросов по-прежнему возникают в умах подрастающего поколения, а классическая литература предлагает ответы на них. Для решения конкретных задач производится детальный, всесторонний анализ текста рассказа «Крыжовник» - в контексте отечественной литературы, творчества и биографии А.П. Чехова. В статье доказывается, что, изображая жизнь обычных людей, писатель даёт нравственную оценку новых для литературы тем (воздействие среды на формирование характера и мировосприятия человека; футлярность как рабство души; убийственная сила мелочей жизни). Автор статьи убеждён, что осознанное чтение рассказа поможет обучающимся скорректировать своё отношение к духовно-нравственным проблемам.

Ключевые слова:
воспитание,нравственность,потенциал художественного текста,духовное содержание литературы,А.П. Чехов,рассказ «Крыжовник»,внутренний мир человека,«футлярность»,мечта,счастье,творчество
Description:
The topic of the article concerns the most important component of didactics - education. An attempt was made using the story of A.P. Chekhov's "Gooseberry" to reveal the possibilities of the moral impact of Russian classical literature on students, which became the purpose of the article. Works of fiction contain spiritual and moral guidelines for many generations of people. The importance of posing moral questions in the works of Russian writers of the 19th century is not lost today, since many of the eternal questions still arise in the minds of the younger generation, and classical literature offers answers to them. To solve specific problems, a detailed, comprehensive analysis of the text of the story "Gooseberry" is carried out - in the context of Russian literature, creativity and biography of A.P. Chekhov. The article proves that, depicting the life of ordinary people, the writer gives a moral assessment of topics new to literature (the impact of the environment on the formation of a person's character and perception of the world; boxiness as a slavery of the soul; the deadly power of the little things of life). The author of the article is convinced that deliberate reading of the story will help students to adjust their attitude to spiritual and moral problems.

Key words:
education,morality,the potential of a literary text,the spiritual content of literature,A.P. Chekhov,the story "Gooseberry",the inner world of man,"boxiness",dream,happiness,creativity