ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗОВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ

TOOLS FOR INCREASING COMPETITIVENESS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE INTERNATIONAL ARENA

Швайкина Нина Сергеевна, Кузовенкова Ксения Олеговна

SHVAIKINA NINA SERGEEVNA, KUZOVENKOVA KSENIA OLEGOVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 4(33) 30.11.2020

Аннотация:
Данная статья посвящена вопросу расширения возможностей повышения конкурентоспособности вуза на международной арене. Актуальность исследования обусловлена повышением конкуренции на рынке образовательных услуг среди вузов благодаря ежегодному мониторингу эффективности вузов. Теперь региональные вузы должны иметь не менее 0,7 процента иностранных студентов от общего контингента. Данные показатели принципиально поменяли внутри образовательных организаций направления международной деятельности, стимулируя администрацию вузов занять активную позицию в привлечении иностранных студентов.Вузы стремятся повысить свой рейтинг не только среди граждан своей страны, но и привлечь граждан из-за рубежа. Авторы проводят анализ особенностей обучения иностранных студентов в российских вузах, их мотивацию, а также специфику функционирования подготовительного отделения в Самарском государственном техническом университете и даютрекомендации для дальнейшего привлечения иностранных студентов - перечень инструментов для набора иностранных слушателей из стран ближнего и дальнего зарубежья. Статья предназначена для руководителей и специалистов высших учебных заведений, преподавателей, научных сотрудников, а также всех интересующихся вопросами международного образования, экспорта образовательных услуг, возможностями повышения конкурентоспособности российских высших учебных заведений.

Ключевые слова:
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ, ГЛОБАЛИЗАЦИЯ, ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА ВУЗА, МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЙТИНГИ, РЕКРУТИНГ, ЭКСПОРТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВУЗОВ, АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ
Description:
This article is devoted to the issue of expanding opportunities for increasing the competitiveness of a university on the international arena. The importance of the study can be explained by increased competition on the market of educational services among universities thanks to the annual monitoring of the effectiveness of universities. Now regional universities should have at least 0.7 percent of foreign students from the total contingent. These indicators have fundamentally changed the direction of international activity within educational organizations, stimulating the administration of universities to take an active position in recruitment of international students. Universities strive to increase their rates not only among the citizens of the native country, but also to recruit international students. The authors analyze the peculiarities of teaching international students at Russian universities, their motivation, as well as the specifics of the functioning of the preparatory department at Samara State Technical University and give recommendations for international students’ recruitment process - a list of tools for recruiting students from neighboring countries and beyond. The article can be used in practice of managers and specialists of higher educational institutions, teachers, researchers, as well as by everyone who is engaged in issues of international education, export of educational services, and opportunities for increasing the competitiveness of Russian higher education institutions.

Key words:
INTERNATIONALIZATION, GLOBALIZATION, LANGUAGE POLICY OF THE UNIVERSITY, INTERNATIONAL RATES, RECRUITMENT, EXPORT OF EDUCATIONAL SERVICES, COMPETITIVENESS OF UNIVERSITIES, ACADEMIC MOBILITY