ВЫПОЛНЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

PERFORMANCE OF INDEPENDENT WORK BY FOREIGN STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE AS A KEY FACTOR IN DEVELOPMENT OF COMMUNICATION AND SPEECH COMPETENCE

Итинсон Кристина Сергеевна, Чиркова Вера Михайловна

Itinson Kristina Sergeevna, Chirkova Vera Michailovna

Балтийский гуманитарный журнал, № 1(30) 29.02.2020

Аннотация:
Данная статья посвящена изучению роли самостоятельной работы на занятиях по русскому языку с иностранными студентами в медицинском вузе. Авторы статьи отмечают, что самостоятельную работу иностранных студентов можно расценивать как полноценную форму учебных занятий, так как многие знания, умения и навыки, а также способность к анализу, синтезу, решению учебных задач формируются и развиваются именно в процессе ее выполнения. В статье авторы используют методы комплексного, теоретического и описательного анализа. Научная новизна работы состоит в том, что разработанное пособие по русскому языку для иностранных студентов-медиков включает специальные систематизированные задания и упражнения, предназначенные для самостоятельной работы, которые направлены на подготовку иностранных студентов к будущей профессиональной деятельности и к прохождению клинической практики в лечебных учреждениях (владение профессиональной лексикой и умение вести профессиональный диалог с больными, их родственниками и медицинским персоналом). Практическая значимость работы заключается в том, что пособие по самостоятельной работе предназначено для выработки грамматических автоматизмов и речевых умений студентов, создания условий для индивидуального ритма их работы, расширения знаний культурологического и медицинского характера, а также приобретения индивидуально-речевого опыта в овладении русским языком. Результаты исследования: использование разработанного пособия для иностранных студентов на занятиях по русскому языку способствует формированию у студентов коммуникативной, языковой и речевой компетенций, что ведет к овладению учащимися всеми четырьмя видами речевой деятельности и достигается при помощи использования дифференцированного подхода. Выполняя самостоятельную работу, иностранные студенты изучают медицинскую лексику и терминологию, учат симптомы, методы лечения и профилактики заболеваний дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной, опорно-двигательной систем на русском языке.

Ключевые слова:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА, МЕДИЦИНСКИЙ РУССКИЙ ЯЗЫК, РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ, ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ, КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Description:
This article is devoted to studying the role of independent work in Russian language classes with foreign students at a medical university. The authors of the article note that the independent work of foreign students can be considered as a full form of educational classes, as knowledge and skills, as well as the ability to analyze, synthesize, solve educational tasks are formed and developed in the process of its implementation. In the article the authors use methods of complex theoretical and descriptive analysis. The scientific novelty of the work is that the developed textbook of Russian language for foreign medical students includes specially systematized tasks and exercises on language intended for independent work, which are aimed at preparing foreign students for future professional activity and for clinical practice in medical institutions (knowledge of professional language and ability to engage in professional dialogue with the patients, their relatives and medical staff). The practical significance of the work is that the textbook on independent work is intended for the development of grammar automatism and speech skills of students, creation of conditions for individual rhythm of their work, expansion of knowledge of cultural and medical nature, as well as acquisition of individual-speech experience in mastering of Russian language. The results of the study: the use of the developed textbook for foreign students in Russian language classes contributes to the formation of communicative, linguistic and speech competences among students, which is possible through a differentiated approach to their mastery of all four types of speech activities. Performing independent work, foreign students study medical vocabulary and terminology, teach symptoms, methods of treatment and prevention of diseases of respiratory, cardiovascular, nervous, musculoskeletal systems in Russian language.

Key words:
INDEPENDENT WORK, MEDICAL RUSSIAN LANGUAGE, RUSSIAN AS FOREIGN, FOREIGN STUDENTS, COMMUNICATIVE COMPETENCE, PROFESSIONAL LEXICON, PROFESSIONAL COMPETENCE