ЯЗЫКОВЫЕ ЛОВУШКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СФЕРЕ

LINGUISTIC TRAPS WHEN LEARNING GERMAN LANGUAGE IN A NON-LINGUISTIC UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF INTERCULTURAL COMMUNICATION IN PROFESSIONAL SPHERE

Мацкевич Елена Эдуардовна, Флаксман Анна Александровна

MATSKEVICH ELENA EDUARDOVNA, FLAKSMAN ANNA ALEKSANDROVNA

Балтийский гуманитарный журнал, № 2(31) 28.05.2020

Аннотация:
Данная статья посвящена обучению немецкому языку с целью дальнейшего его использования в профессиональной, в том числе научной, деятельности. Обучение иностранным языкам в неязыковом вузе ставит перед собой целью достижение такого уровня владения иностранным языком, который позволит использовать его в будущей профессиональной деятельности, в том числе, беспрепятственно вести научную дискуссию. В этой статье рассматриваются эксплицитные и имплицитные трудности при обучении немецкому языку. Анализируются те особенности немецкого языка, которые вызывают наибольшие сложности, но без которых беспрепятственная профессиональная коммуникация невозможна. К их числу, например, относится широкое использование сложных слов в научно-технической литературе, композиционное построение предложения, несовпадение рода у имён существительных, стилистические коннотации, лексико-фразеологическая сочетаемость и другие. Всё это может осложнить межкультурную коммуникацию в сфере профессионального, а также научного общения. Авторами предлагается ряд методов для их преодоления, среди которых, в первую очередь, можно назвать профессионально-ориентированный характер обучения иностранному языку, а также использование CLIL-технологии и методику обучения иностранному языку для профессиональных целей (English for Specific Purposes).

Ключевые слова:
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ ЯЗЫКА, ЯВНЫЕ И СКРЫТЫЕ ЯЗЫКОВЫЕ ТРУДНОСТИ, CLIL-ТЕХНОЛОГИИ, ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ (ESP)
Description:
This article is devoted to German language teaching with the purpose of its further use in professional, including scientific, activities. Teaching foreign languages in a non-linguistic University aims to achieve a level of proficiency in a foreign language that will allow you to use it in your future professional activities, including unimpeded scientific discussion. This article examines the explicit and implicit difficulties in German language learning. The article analyzes those features of German language that cause difficulties, but without them unimpeded professional communication is impossible. These include, for example, the widespread use of complex words in scientific and technical literature, compositional construction of sentences, gender mismatch in nouns, stylistic connotations, lexical and phraseological compatibility, and others. All this can complicate cross-cultural communication in the field of professional as well as scientific communication. The authors propose a number of methods to overcome them, including, first of all, the professionally oriented way of teaching a foreign language, as well as the use of CLIL technology and the methodology of teaching a foreign language for professional purposes (English for Specific Purposes).

Key words:
GRAMMATICAL STRUCTURE OF THE LANGUAGE, EXPLICIT AND HIDDEN LANGUAGE DIFFICULTIES, CLIL-TECHNOLOGIES, TEACHING A FOREIGN LANGUAGE FOR PROFESSIONAL PURPOSES (ESP)