ЯЗЫКОВЫЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ: ОТ НЕНАМЕРЕННОГО НАРУШЕНИЯ ДО ИГРОВОЙ ПАРАДИГМЫ

RUSSIAN LANGUAGE LINGUISTIC NORMS IN ADVERTISING TEXTS: FROM INTENTIONAL NONOBSERVANCE TO GAME PARADIGM

РУБЦОВА Елена Викторовна, ДЕВДАРИАНИ Наталья Валерьевна

RUBTSOVA Elena Viktorovna, DEVDARIANI Natalia Valerievna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(36) 30.08.2021

Аннотация:
Данная работа посвящена исследованию рекламных текстов с точки зрения языковых норм современного русского языка. На сегодняшний день языковые нормы в современном рекламном тексте практически не исследованы, что объясняет актуальность проводимого исследования, представленного в данной статье. Цель исследования - проанализировать современные рекламные тексты с точки зрения языковых норм, выявить случаи ненамеренного и игрового нарушения языковых норм в современной рекламе, проанализировать уровни нарушаемых языковых норм в рекламных текстах и их процентное соотношение. В данной статье авторы отталкиваются от определения языковой нормы, заключающейся в главном критерии нормы - критерии коммуникативной целесообразности. В ходе исследования доказывается, что содержание любой ситуации общения всегда включает в себя определенные нормы, которые призваны регулировать характер взаимоотношений между коммуникантами, предписывать им определенную линию поведения. Авторы отмечают, что в современном мире каждый коммуникант в ситуации ежедневного общения стремится сохранить равновесие межличностных отношений. Отличительной особенностью языковых норм является их национально-культурная специфика. Рассматриваются различные отклонения от языковых норм, которые наиболее характерны для рекламного текста, с точки зрения современных исследователей: орфографические ошибки, использование старой орфографии, нарушение графических норм, нарушение словообразовательных норм и другие. Приводятся примеры современных рекламных тестов, доказывающие, что нарушение в них языковых норм чаще всего происходит намеренно, что является мотивом для создания игры слов, игрового контекста, шутливой рекламы, стилизации под определенный тип речи людей. Доказывается, что именно воздействующая и игровая функция в современных рекламных текстах является причиной особой языковой формы в рекламе, точнее, ее нарушения.

Ключевые слова:
современный русский язык,языковые нормы,рекламные тексты,игровая парадигма,орфография,словообразование,нарушение,ошибки,игра слов,коммуниканты,речевое поведение,коммуникативная целесообразность,национально-культурная специфика,лингвокультура
Description:
This research is devoted to the study of advertising texts from the point of view of the linguistic norms of the modern Russian language. To date, the language norms in the modern advertising text are practically not studied, which explains the relevance of the research presented in this article. The purpose of the study is to analyze modern advertising texts from the point of view of linguistic norms, to identify cases of unintentional and playful violation of language norms in modern advertising, to analyze the levels of violated linguistic norms in advertising texts and their percentage. In this article, the authors start from the definition of the linguistic norm, which is the main criterion of the norm - the criterion of communicative expediency. The study proves that the content of any communication situation always includes certain norms, which are designed to regulate the nature of the relationship between communicants, to prescribe them a certain line of behavior. The authors note that in the modern world, every communicant in a situation of daily communication seeks to maintain a balance of interpersonal relations. A distinctive feature of linguistic norms is their national and cultural specificity. Various deviations from linguistic norms that are most characteristic of an advertising text from the point of view of modern researchers are considered: spelling errors, the use of old spelling, violation of graphic norms, violation of word-formation norms, and others. Examples of modern advertising tests are given, proving that the violation of language norms in them most often occurs intentionally, which is the motive for creating a play on words, game context, playful advertising, stylization for a certain type of people's speech. It is proved that it is the influencing and game function in modern advertising texts that is the reason for the special language form in advertising, or rather, its violation.

Key words:
modern Russian language,linguistic norms,advertising texts,game paradigm,spelling,word formation,violation,mistakes,puns,communicants,speech behavior,communicative expediency,ethnic and cultural specifics,linguistic culture