ЗНАЧЕНИЕ ПРАЙМИНГА В ПРОЦЕДУРЕ НЕОСОЗНАВАЕМОЙ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ВОСПРИЯТИИ ТЕКСТА

THE VALUE OF PRIMING IN THE PROCEDURE OF EXTRAMENTAL INFORMATION PROCESSING AT THE TEXT PERCEPTION

Моисеева Ирина Юрьевна, Щербакова Мария Васильевна

Moiseeva Irina Yurievna, Shcherbakova Maria Vasilyevna

Балтийский гуманитарный журнал, № 3(28) 31.08.2019

Аннотация:
В настоящее время в лингвистике наблюдается активная интеграция с другими научными дисциплинами, что закономерно приводит к применению новых теоретических и эмпирических методов исследования. Данные процессы позволяют изучать феномены, остававшиеся не затронутыми до сегодняшнего момента. Одним из таких вопросов является вопрос об организации процессов мышления. Для данной работы интерес представляет прайминг-эффект как явление имплицитной памяти - вид памяти, которая взаимодействует с информацией, полученной из прошлого опыта и не осознается человеком. Представленная статья посвящена описанию констатирующего психолингвистического эксперимента, направленного на выявление особенностей функционирования прайминг-эффекта как явления имплицитной памяти. Целью исследования является выявление значения прайма при восприятии письменной речи человеком. Работа проводилась на базе Оренбургского государственного университета. В ней приняли участие 84 человека в возрасте от 18 до 55 лет. В результате проведенного исследования было установлено, что 33 % испытуемых отреагировали на введение прайма; сравнивая с контрольной группой реципиентов, где прайм не предлагался, отмечаем только 9 % подчеркнутых контрольных лексем. Таким образом, наблюдается четко выраженная тенденция мысленаправления прайм-стимулированных индивидов при восприятии целого текста.

Ключевые слова:
ПРАЙМИНГ, ТЕКСТ, ВОСПРИЯТИЕ, ИМПЛИЦИТНАЯ ПАМЯТЬ, ЭКСПЕРИМЕНТ, ПРАЙМИНГ-ЭФФЕКТ
Description:
Now it is observed an active integration with other scientific disciplines in linguistics that naturally leads to application of new theoretical and empirical methods of a research. These processes allow to study the phenomena remaining not mentioned till today's moment. One of such issue is the issue of the organization of thinking processes. Priming effect as the phenomenon of implicit memory - a type of memory which interacts with information obtained from past experience and is not realized by the person is of interest to this work. The submitted article is devoted to the description of the stating psycholinguistic experiment directed to identification of functioning priming effect features as the phenomenon of implicit memory. A research objective is identification of a prime value at perception of a written speech by the person. This work was carried out on the basis of the Orenburg state university. 84 persons aged from 18 up to 55 years old took part in it. As a result of the conducted research it was established that 33% of examinees reacted to introduction of a prime; comparing to control group of recipients where the prime was not offered, we note only 9% of underlined control lexemes. Thus, accurately expressed trend of thoughtdirecting of prime-stimulated individuals is observed at perception of the whole text.

Key words:
PRIMING, TEXT, PERCEPTION, IMPLICIT MEMORY, EXPERIMENT, PRIMING EFFECT